Полная версия

«Тайный покупатель» или опытный потребитель?

Взгляд изнутри | Памятка для обыкновенного потребителя | Сколько зарабатывает тайный покупатель?

Новомодная профессия «тайный покупатель» (или «таинственный покупатель») набирает обороты и становится все более востребованной на российском потребительском рынке. Практически у любой крупной компании есть свои «тайные агенты», а также в России давно и благополучно работают агентства, предлагающие услуги профессиональный «тайных покупателей». Что это за профессия? Почему за хождение по магазинам платят деньги? Чем полезно знать уловки «тайных покупателей» нам, обычным не тайным потребителям?

Для начала разъясним, что есть «тайный покупатель». Это совершенно обычный покупатель, но в то же время секретный агент, нанятый самим заведением для проверки качества обслуживания и собственных работников. Суть в следующем: посещение торгового отдела, банка, ресторана, гостиницы, автосалона под видом обычного покупателя, следуя заранее оговоренной схеме.

«Тайный покупатель» проводит своего рода «экзамен» продавцу, кассиру или официанту и дает оценку всей торговой точке в целом. Вопреки первому радужному впечатлению, «тайный покупатель» отнюдь не всегда занимается шопингом и практически никогда ничего не покупает. Во-первых, это не предусматривается сценарием проверки, а во-вторых, почти всегда просто требуется оценить реакцию продавца на отказ совершать покупку.

В двух словах, «тайный покупатель» - это аудитор качества обслуживания. А если научно, то тайный покупатель - это разновидность маркетингового исследования по проверке процесса обслуживания клиента с привлечением профессионально подготовленных людей, осуществляющих проверки от лица потенциальных или реальных клиентов, в деталях докладывающих о результатах проверок. Таким образом, работа тайного покупателя востребована везде, где есть обслуживание.

Существуют и «тайные телефонные покупатели». Суть работы та же: проверить вежливость, компетентность персонала, время ожидания на проводе, полноту предоставляемой информации. Но работа на телефоне встречается редко и оплачивается более скромно.

В выездных условиях на посещение одной требуется потратить от 15 до 30 минут. Заполнение анкеты занимает от 5 минут до часа. Сумма оплаты «тайному покупателю» чаще всего зависит как раз от сложности анкеты. Кроме анкеты, «тайные покупатели» чаще всего обязаны предъявить доказательства проверки: от описания внешнего вида, имени и должности сотрудника до скана визитки, буклета, фотографии торговой точки и даже аудио-, видеозаписи разговора.

После проверки данные передаются руководителям компаний, которые и принимают решение относительно уровня обслуживания, поощрения или наказания своих сотрудников. В итоге и неприметный студент, и въедливый пенсионер, и респектабельная дама может оказаться тем самым «вершителем судьбы» карьерного роста или падения обслуживающего персонала.

Существуют и самые различные названия для данного типа оценки качества обслуживания: и mystery shopping, и тайный покупатель, и таинственный покупатель, и мистери шоппинг, и тайный клиент, и секретный покупатель, и скрытый покупатель, и контрольный клиент, и анонимный покупатель и др. На российском рынке популярны термины «тайный покупатель» и «таинственный покупатель».

Взгляд изнутри

Продавцы, тем более предупрежденные о возможной проверке, должны быть всегда готовы к проверке. Среди ленивых продавцов бытует мнение, что работодатели, выдавая обучающий материал на самостоятельное освоение работнику, не находят времени лично заниматься своими подчиненными, и отдают деньги «агенту под прикрытием», то есть случайному человеку с улицы. Отчасти они правы. Не каждый «агент» может удостоиться такого гордого звания. Даже в письменном докладе случайно нанятый человек может допустить до 40 ошибок, он может вовсе не разбираться в характеристиках и особенностях проверяемого товара. А в устной речи «агент с улицы» вполне не свяжет три слова и не выразит четко свои запросы продавцу. Вот и попадает на стол начальнику доклады «таинственного покупателя»: «Ваш прАдавец окатил меня ледяным взглядом, и рОвнодушно фыркнул…»

Руководство, конечно, такие отчеты берет во внимание - ведь и за них отданы деньги. Хотя и в этом тоже есть свои плюсы: во-первых, работники начинают старательно учить характеристики и ассортимент товаров, во-вторых, после посещения тайных покупателей можно сократить зарплату нерадивым продавцам. А если продавец все же «радивый», то он в процессе общения с покупателем, так или иначе, сумет выявить в нем «секретного агента» и сработать на все 100% или же просто обслужит абсолютно любого покупателя на высшем уровне так, что не придерешься.

Точка зрения самих «тайных покупателей» и опыт работы «под прикрытием» тоже откладывает свои отпечатки. По долгу службы, в принципе, среди «тайных покупателей» не принято распространятся о своей направленности, даже если ты идешь с другом на проверку в кафе, не стоит вводить его в курс дела, чтобы он не выдал тебя неловким взглядом или явной ухмылкой.

Обычно профиль деятельности «агента» достаточно широк. К его услугам могут прибегнуть, как крупные торговые сети, банки, заправки, рестораны, так и гостиницы и даже авиакомпании.

В памятке «таинственному покупателю» рекомендуется использовать диктофон, тщательно изучить памятку с легендой, ничем не отличаться от обычных покупателей, быть в меру любопытным и в меру равнодушным, быть внимательным к мелочам, ни в коем случае не выдавать свое «инкогнито», даже если задан прямой вопрос. Самая критическая ошибка такого покупателя - ложь о якобы совершенном визите, которая в итоге всегда раскроется по сопоставлению фактов. В общем, быть профессиональным «шпионом на задании».

Сегодня Mystery Shopping - развитая индустрия с широкой клиентской базой, в которой заняты сотни тысяч человек.

Памятка для обыкновенного потребителя

О технологии «Тайного покупателя» полезно знать и нам, обыкновенным покупателям и потребителям. Зачем? Чтобы продавцы, дорожащие своей репутацией, относились к нам не как к «кошельку», а как к желанному потребителю. Раз продавцы боятся проверок, стараются обслужить так, чтобы получить высший бал, быть внимательным и дружелюбным с покупателем, почему бы этим не воспользоваться. Итак, примерить роль «тайного покупателя» может каждый, ведь именно по этим ошибкам опытные продавцы и догадывается о том, что перед ними настоящий проверяющий «шпион». Но эти уловки действуют только в магазинах и сетях, где время от времени проводятся настоящие проверки.

  • При входе в отдел обязательно громко поздоровайтесь с продавцом первым.
  • Внимательно и как бы украдкой смотрите на бэйдж продавца, словно пытаетесь запомнить его имя и должность.
  • Задавайте больше вопросов, чем обычно, даже если вы ничего в этом не смыслите.
  • Старайтесь быть ведомым в беседе, отдавая право предлагать продавцу.
  • Периодически засовывайте руку в карман, словно проверяете работающий диктофон.
  • Можно невзначай достать фотоаппарат.
  • Обязательно оглядывайте отдел, словно пытаетесь запомнить обстановку, чистоту, освещенность.
  • Поглядывайте на часы, словно следите за регламентированным временем визита в магазин (по сценарию некоторых магазинов или кафе, продавец должен обратиться к покупателю строго на 5-й минуте, а презентацию продукта вести не менее, например, 7 минут).
  • Откажитесь от покупки в последний момент. Если вам она все же нужна, сделайте ее спустя немного времени.
  • Время от времени делайте пометки в блокноте.
  • На вопрос «Вы проверяющий?» утвердительно кивните головой.

Все эти ошибки категорически запрещены настоящим работающим «тайным покупателям», поскольку они выдают их цель визита и обесценивают всю затею проверки. Но мы, обыкновенные потребители, рассчитывающие на достойное обслуживание, вполне можем и «поиграть в шпионов». Тем более, для нас не менее важно повышение уровня сервиса в российских магазинах!

Сколько зарабатывает тайный покупатель?

  • Средняя стоимость проверки магазина - от 150 до 400 рублей за один визит в зависимости магазина и поставленных целей.
  • Обычная проверка с необходимости делать мелкую покупку - от 200 до 400 рублей плюс 100 рублей на покупку.
  • Проверка ресторана - бесплатно, потраченные деньги на ужин возмещают, обычно это 600-1000 рублей.
  • Проверка банка - 300-700 в зависимости от сложности задания.
  • Проверка автосервиса или автосалона - от 200 до 1000 рублей тысячи рублей плюс оплата расходов на диагностику авто.
  • Звонок тайного покупателя - от 100 до 300 рублей.
  • Проверка гостиницы (заказывается редко и только опытным ТП) - от 1000 до 7000 рублей плюс оплата проживания.
  • За проверку элитного магазина косметики, парфюмерии или одежды могут расплатиться - подарочными сертификатами этого магазина.



Автор: Ирина Калина
Дата публикации: 21.01.2011
Перепечатка без согласия редакции и автора преследуется по закону.
Авторство охраняется Законом РФ об «Авторском праве».

Елена 14.04.2016 00:36
Кстати. мистер шоппер обещает заплатить за совершенную проверку в течении 3-х месяцев.  Это конечно долго. Но когда накапливаются приличные деньги, просят еще сходить на проверку, анкеты принимаются, а выплаты нет и нет.  А менеджер по оплате Иванова не может членораздельно ответить что происходит и где обещанные деньги. Каждый месяц обещает, что выплаты скоро будут. и так все 9  месяцев. Так что не связывайтесь с ними.  Сплошное кидалово.
Елена 14.04.2016 00:27
Являюсь тайным покупателем. С августа месяца нет выплат за совершенные визиты. Прошло уже около 9 месяце. Менеджеру по оплате устала писать. Или не отвечает вообще или кормит завтраками. Не знаю куда пожаловаться на такое кидалово.
евгения 17.02.2016 16:04
куда надо жаловаться, если "тайный покупатель" за проделанные визиты не получает обещанную оплату ?
MSP 18.04.2014 14:56
Новая служба тайный покупателей – "Mystery Shopping Platform" приглашает всех желающих попробовать себя в качестве тайного покупателя. Заходите к нам по адресу msp4.me
Наталья 08.08.2013 17:20
для персонала это идеальный метод, мне помню нужно было провести проверку своих сотрудников и общую обстановку магазина, пригласила тайного покупателя из ЦДК для этой цели. Довольно хорошо поработал )) работники начали правильно говорить с покупателями, качественно размещать товар на полках, придерживали порядок на рабочем месте ) провели мы с ними еще несколько уроков по продажам для закрепления и все улучшилось )
юлия 10.09.2012 16:16 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
спасибо за статью,очень пригодилось

Популярные статьи

Ловушки для покупателей. Как не набрать лишнего

Магазины и супермаркеты выходят на новый уровень торговли, становясь своеобразными мышеловками и лабиринтами с грамотно расставленными капканами. В магазинах применяется целый набор уловок, ведясь на которые потребители совершают много спонтанных и ненужных покупок.

Гарантийный срок - срок годности – срок службы

Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями, как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение. Многие покупатели часто путаются и не видят разницы между этими категориями, а ведь период времени, отведенный для каждого из сроков, и другие характеристики могут разниться.

Всемирный день прав потребителя

В России праздник получил свой вес только в 1992 году, когда 7 февраля был принят Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Как же проходит этот интересный праздник? Кого поздравлять и как праздновать?

Что такое технически сложный товар?

Покупатель приходится иногда слышать отговорку продавца при обмене товара: товар не является технически сложным и обмену не подлежит. Надо разобраться в этом вопросе, чтобы аргументировано возразить продавцу.