Полная версия

Как наказать и привлечь интернет-магазины к ответственности?

Интернет-магазины, работающие по мошенническим схемам, только на первый взгляд кажутся неуязвимыми и недосягаемыми, однако российские законы распространяются и на них. Поэтому произвол онлайн-продавцов может и должен быть наказан по всей строгости закона. Как это сделать, как вести себя с преступниками всемирной паутины - на эти и другие вопросы отвечает консультант нашего сайта, юрист Анна Асанова, специалист в области гражданского, семейного, жилищного, уголовного права, прав потребителей, «Сetra»:
Анна, если интернет-магазин имеет плохую репутацию в сети, шлейф негативных отзывов возмущенных и обманутых пользователей и, судя по отзывам, продолжает обманывать потребителя, что можно предпринять? Как найти управу на мошенника?
  • Ответ:
    - Скажу сразу, если вас обманули, ваш путь должен лежать в правоохранительные органы. Если же продавец говорит, что у него сорвалась поставка или что он выслал все, как вы просили, и больше не намерен разговаривать с вами, то остается писать длинную, грозную претензию, а далее отправляться в суд. Но это при условии, если известны реальный адрес или любые координаты продавца.
  • Вы можете подавать иск в суд по месту своего жительства. Если цена вашего иска (в которую не входит сумма морального вреда) составляет не более 1 миллиона рублей, вы освобождаетесь от госпошлины.
  • А вообще, старайтесь решить все мирным путем, главное - быть настойчивым и грамотно защищать свои права (только 1 дело из 10 заканчивается судом при правильно составленной претензией).
    Кстати, в моей практике треть консультаций по правам потребителей касается именно покупок в рамках интернет-торговли, поэтому надо для себя четко понимать, что, покупая товары через интернет-магазины, вы изначально идете на риск.
Имеет ли смысл жаловаться на откровенно мошеннические действия магазина, когда ряд потребителей уже подали жалобы в прокуратуру, МВД?
  • Ответ:
    - Определенно, есть. Как раз в случае «массового» мошенничества есть шансы отстоять свои права, так как данные дела в связи с количеством потерпевших приобретают резонансный характер. У правоохранительных органов исключается возможность в отказе от возбуждения уголовного дела в связи с тем, что продавец не исполнил своих обязанностей в рамках гражданских правоотношений. Ведь наличие такого количества обманутых граждан явно свидетельствует об умысле продавца-мошенника.
А что делать и как обращаться с иском в суд, если ни адреса, ни контактных данных интернет-магазина не известны, а сайт зарегистрирован на подставное лицо?
  • Ответ:
    - В этом случае ни о каком иске в суд речи быть не может, так как это мошенничество, то есть уголовное преступление, которое расследуют компетентные органы. Поэтому надо в таких случаях в срочном порядке бежать в ближайший отдел полиции и писать заявление о мошенничестве. Заявления принимаются круглосуточно, и у вас обязаны его принять. Не поддавайтесь на уговоры дежурного полиции о том, что это нераскрываемые преступления - подавайте заявление.
Каковы шансы, что магазины в Интернете, не должным образом исполняющие взятые на себя обязательства (не возвращают деньги, не обменивают товар, не отвечают на жалобы и официальные уведомления, не предоставляют возможности даже обменять товар и просто продают продукцию гораздо низшего качества, чем заявлено на интернет-витрине), будут выведены на чистую воду, расплатятся с покупателями, а виновные люди понесут наказание?
  • Ответ:
    - Не могу сказать, что шансы велики. Честно говоря, такие преступления редко раскрываются, хотя сейчас их раскрываемость набирает оборот. Обманутые граждане объединяются друг с другом, пишут совместные жалобы в прокуратуру и другие правоохранительные органы, публикуют разоблачающие статьи в СМИ (например, программы о продавцах-мошенниках на центральных каналах, что имеет большой вес для раскрываемости, так как они придают особый резонанс), тем самым добиваются привлечения внимания к данным преступлениям.
Управление «К» - подразделение Министерства внутренних дел России, осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере IT. Что они могут сделать по заявлению пострадавших от интернет-магазина, которые понесли серьезные убытки (не на 1000-2000 рублей, а на 50000 и более руб.)? Или этим занимается другой орган?
  • Ответ:
    - Управление «К» занимается рядом вопросов в сфере информационных технологий, в том числе и противодействием мошенническим действиям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет. Надо сказать, что данное управление довольно успешно справляется с розыском мошенников, так как у них достаточно обширный инструментарий по поиску преступников, а также узкая специализация, соответственно, лучше всего обращаться в это управление, нежели просто в отдел полиции, куда обращаются по всем видам преступления.

Читайте в отдельной статье: «Продавцы-обманщики открывают онлайн-магазины»

Примечание редакции:
Сайт МВД РФ - МВД России
Сайт МВД РФ - Управление «К» МВД России
Интерактивный сервис «Электронные обращения граждан РФ в правоохранительные органы»

Светлана Малинина,
Дата публикации: 09.02.2012
Перепечатка без согласия редакции запрещена.


Константин 24.06.2018 13:28
И все стало ясно, полный беспредел продолжается на полях инета.
Ирина 09.05.2018 15:37
https://iris-flowers.ru/shop/bukety/  Вот адрес, по которому НЕ ЗАКАЗЫВАЙТЕ БУКЕТЫ. . Если заказали, ждите фото, мне не прислали!!!! Сразу привезли увядший букет.
Ирина 09.05.2018 15:32 Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1
Интернет-магазин бцуктов цветов.
НЕ ЗАКАЗЫВАЙТЕ у компании ИНтернет-магазин  Ирис букеты. ОБМАНЩИКИ! Букеты не первой свежести, обещают прислать фото букета и не присылают, Доставка в последний момент,  когда уже не успеешь найти альтернативу. Заказывала 8 мая 2018, ужасная компания. Ни разу не перезвонил менеджер по поводу заказа, сама звонила им три раза, что бы выяснить, что заказ принят!
Валентин 22.03.2018 15:10
Список магазинов дубликатов алкоголя, КИДАЛОВО !!!vodka-spirt.comvodkaspirtprom.comalkogoloptrus.comhttp://alkogolglavspirt.comhttp://vodkaspirtprom.comИ денег больше не увидите
Наталья 19.03.2018 23:59
Не заказывайте ничего у этой женщины, она лишь собирает деньги, товара вы не увидите. 
Воровка
Надежда 26.01.2018 10:32
заказала в интернет магазине "ООО Быстрые торговые решения" универсальное чистящее средство и естественно пришло полное г.... кроме нормального запаха ничего не оттирает не чистит не пенится НИЧЕГО. за хрень в баночке отдала 2 штуки. Кукрица. борльше не ведусь на интернет магазины.
Михаил 18.12.2017 16:42
Ни в коем случае не заказывайте кроссовки и прочую одежду на сайте https://online-store-nike.ru/products
Вместо ожидаемого пришло совершенным другое - даже того чего у них нет на сайте в каталоге! На звонки не отвечают, на Сообщения не отвечают ! На эл ящик тоже не отвечают
Артём 16.11.2017 21:15
Никогда ничего не заказывайте на ASOS. Товара вы не увидите, а когда начнёте выяснять, где он, то будете внесены в чёрный список 
Kriss 09.11.2017 13:58
Добрый день!
А я у  компании ООО "Мир новых технологи" заказал на сайте http://activemax-sell.shopsale.pro/ ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ БЕЛЬЕ ACTIVEMAX+ мужскую майку, прислали магнитный корректор для спины (ужасного качества, такое впечатление, что один сотрудник у них на телефоне, а другая шьет эту фигню), так как на сайте нет их телефона я заказал типа обратного звонка, менеджер связалась сомной подтвердила, что они по ошибке прислали, предложила написать претензию на эл. почту 19957920@mail.ru я все сделал, на следующий день ответ пришел с call.miracles@gmail.com текст ответа:"Добрый день! Сообщаем Вам, что мы получили письмо с претензией на полученную продукцию. Нам очень жаль, что так вышло в этот раз, ведь наша цель едина – чтобы Вы были довольны своей покупкой каждый раз, как многие наши клиенты. Приносим свои извинения! Вероятно, ошибка произошла при комплектации. Со склада сообщили, к сожалению, что данный товар AKTIVEMAX+ закончился. Мы можем на обмен предложить аналог Slim-n-lift и выслать за наш счет в ближайшее время, в наличии только белый цвет на данный момент."
Естественно я отказался, тогда они мне прислали, что удовлетворили сумму 1690 рублей, а за доставку и за возврат по доставке оплачивать должен я. Мои требования к ним: вернуть мои деньги в полном объеме 1690 за товар и 390 рублей за доставку и пускай сами оплачивают возврат доставку. Почему мы обманутые люди должны за их "ошибки" платить? Считаю нет, пускай возвращают. Сейчас жду очередного ответа от них, если не будет исполнены мои требования, то далее пишу в роспотребнадзор и если не будет решен вопрос, буду подать иск в суд. Уже просто дела принципа.
Виктория 03.11.2017 18:33
Grafen Master.Народ,не верьте в эту сказку.Заказала.В рекламе было написано,что набор ножей стоит по акции 990.Пришли не те,Berlinger Haus какие-то,с каменным покрытием,со сколами на лезвиях,не совсем острые.В итоге я заплатила 5555р.Техпо по эл.почте только общаются.Написали,что все они выслали Grafen Master и качество отличное.Отправила им фото,ответа не  было.Их адрес в Москве ООО "Быстрые торговые решения". Как на посылке увидете этот адрес,оставьте на почте и через месяц сама уйдет.Надоедали своими звонками,когда я за посылкой приду.Деньги возвращать никак не хотят.Не ведитесь на это,все сайты пишут,"заказать с официального сайта",хотя я там и была.Не доверяла никогда этим инетмагазинам,а теперь убедилась.В жизни больше не буду заказывать,лучше в магазе пощупаю и куплю.

Популярные статьи

Как наказать и привлечь интернет-магазины к ответственности?

Интернет-магазины, работающие по мошенническим схемам, только на первый взгляд кажутся неуязвимыми и недосягаемыми, однако российские законы распространяются и на них. Поэтому произвол онлайн-продавцов может и должен быть наказан по всей строгости закона.

Защита прав потребителя в Интернете: руководство покупателю

С недавних пор «всемирная паутина» не только источник разнообразных знаний, новостей, сплетен, но и своего рода источник и материальных ценностей. Появились интернет-каталоги различных магазинов, фирм, брендов. Как защищать свои права в сети?

Доставка товаров дистанционным способом

Как товар от интернет-магазина, то есть от продавца, поступает к покупателю? Есть несколько схем, которые крупные магазины давно предлагают своим потребителям.

Продавцы-мошенники открывают онлайн-магазины

Если интернет-продавец не видит своего покупателя в лицо, это не освобождает его от ответственности, налагаемой Законом "О защите прав потребителей", Кодексом РФ об административных правонарушениях и постановлениями правительства. Статья написана на основе отзывов реальных покупателей.