Полная версия

Как защитить права потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг?

В последнее время участились случаи нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ и коммунальных услуг. Не каждый потребитель знает, как бороться за свои права, куда обращаться с жалобой и как правильно составить претензию. В своей статье я отвечу на эти вопросы.

И так, что мы подразумеваем под коммунальными услугами? Согласно п.4 ст. 154 ЖКРФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 354 от 06.05.2011 года к коммунальным услугам относятся:

  • холодное и горячее водоснабжение;

  • водоотведение;

  • электроснабжение;

  • газоснабжение;

  • отопление

Помимо коммунальных услуг есть еще и жилищные, в которые входит обслуживание общего имущества многоквартирного дома, а именно:

  • помещения, не являющиеся частью квартиры (общего пользования), к которым относятся лестничные клетки, лифты, коридоры, чердаки, крыши и т.д.;

  • ограждающие несущие конструкции дома (несущие стены, фундамент, балконы, перекрытия и т.д.);

  • механическое, санитарно-техническое оборудование многоквартирного дома;

  • участок земли, на котором расположен дом с элементами озеленения и благоустройства;

  • объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации дома: автостоянки, гаражи, спортивные и детские площадки, расположенные на земельном участке многоквартирного дома.

Оплата коммунальных услуг

Оплата за коммунальные услуги производится ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим периодом, если иное не предусмотрено договором.

Оплата включает в себя плату за коммунальные услуги, объем которых устанавливается по показаниям приборов учета или в соответствии с нормативами потребления. Оплата также включает в себя и общедомовые нужды.

Оплата производится на основании платежного документа, который предоставляется потребителю не позднее 1-ого числа месяца, следующего за истекшим периодом.

Требования к качеству коммунальных услуг

Исполнитель обязан предоставить потребителю бесперебойное водоснабжение, газоснабжение, отопление на период отопительного сезона и электроснабжение.

Отключение холодной и горячей воды допускается не более чем на 8 часов (суммарно) в течении месяца и разовое не дольше, чем на 4 часа.

Температура горячей воды должна быть 60 градусов. Допускается отклонение на 5 градусов в ночное время суток (с 0.00 до 05.00) и на 3 градуса в дневное время суток (с 05.00 до 0.00). Если снижение температуры воды ниже 40 градусов, то оплата за воду производится по тарифам холодной воды.

Допустимый перерыв отопления составляет:

  • не более 24 часов в течении 1 месяца (суммарно);

  • единовременно не более 16 часов при температуре в помещении от +12 до нормативной.

  • не более чем на 8 часов единовременно, если температура воздуха в помещении от +10 до +12 градусов;

  • не более, чем на 4 часа единовременно, при температуре в помещении от +8 до +10 градусов.

Согласно нормативам, температура воздуха в жилом помещении должна быть: в жилой комнате +18, в угловой комнате +20, в кухне от +18 до +26, ванная +25, вестибюль и лестничная клетка +16.

Если квартира не оборудована счетчиками, и потребитель уезжал на срок более 5 полных календарных дней подряд, то он имеет право произвести перерасчет услуг ЖКХ.

Не подлежит перерасчету плата за отопление (и газоснабжение на цели отопления) и плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Чтобы произвести перерасчет вам необходимо:

  • подать заявление в управляющую организацию, и в нем указать Ф.И.О. каждого временно-отсутствовавшего потребителя и период, в который вы отсутствовали.

  • приложить к заявлению документацию, подтверждающую факт вашего отсутствия.

Установление факта оказания некачественных коммунальных и жилищных услуг

Если коммунальные услуги предоставляются вам в ненадлежащем качестве или не предоставляются вообще, то первое, что вам следует сделать — это уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу, указанную исполнителем. Это можно сделать как в устной, так и в письменной (лучше в письменной) форме, указав при этом свои Ф.И.О., адрес проживания, вид не предоставляемой услуги или предоставляемой в ненадлежащем качестве услуги. Аварийно-диспетчерская служба сообщит вам номер заявки, время ее приема и Ф.И.О. лица, принявшего ее.

Если диспетчеру известны причины, по которым услуга не предоставляется, он обязан сообщить об этом потребителю и сделать отметку в журнале регистрации заявок, что будет являться признанием исполнителем факта не предоставления услуги.

Если же причины не установлены, то диспетчер должен согласовать с потребителем время и дату проверки качества услуги. По результатам проверки составляется акт в 2-х экземплярах и подписывается потребителем и исполнителем.

Требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома

Общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в должном состоянии, чтобы обеспечить:

  • безопасность и надежность дома;

  • безопасность здоровья и жизни жильцов, сохранность их имущества, а также имущества юридических лиц, муниципального имущества;

  • доступное пользование жилыми помещениями и общими нежилыми помещениями, а также земельным участком, на котором располагается многоквартирный дом;

  • соблюдение прав собственников помещений и иных лиц;

  • постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и иного оборудования для предоставления коммунальных ресурсов гражданам;

  • поддержание архитектурного облика дома в соответствии с документацией о реконструкции и строительстве.

Согласно ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», в случае неоказания коммунальных услуг или оказания в ненадлежащем качестве, потребитель имеет право:

  • на безвозмездное устранение недостатков выполненных работ (услуг);

  • уменьшение цены выполненной работы (услуги);

  • повторное выполнение работы;

  • возмещение расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;

  • требовать полного возмещения убытков, связанных с недостатками выполненной работы;

Если срок, в течении которого должны были принять меры вышел, а никаких действий исполнителем не предпринято, вам необходимо составить претензию. Претензия составляется следующим образом:

  • в правом верхнем углу указывается наименование и адрес организации, в которую обращаетесь, Ф.И.О. ее руководителя (если они вам известны).

  • указываете от кого подается претензия (Ф.И.О., адрес и контактный телефон);

  • излагаете суть претензии, четко отразив сущность проблемы, а также ваши требования;

  • в конце ставите дату и подпись;

  • в претензии можно сослаться на законы и иные нормативно-правовые документы, чтобы придать ей дополнительный вес.

Если исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования, то вы можете обратиться:

  • в вышестоящие надзорные инстанции;

  • прокуратуру;

  • государственную жилищную инспекцию;

  • управление Роспотребнадзора или Комитет по защите прав потребителей;

  • Региональную службу по тарифам;

  • управление социальной защиты населения;

  • органы местного самоуправления;

  • суд.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на ваше обращение должен придти письменный ответ в течение 30 дней (иногда срок может быть продлен еще на 30 дней).

Удачи!

Автор: Виктория Голдина.
Дата публикации 02.02.2014
Перепечатка запрещена.

Популярные статьи

Ловушки для покупателей. Как не набрать лишнего

Магазины и супермаркеты выходят на новый уровень торговли, становясь своеобразными мышеловками и лабиринтами с грамотно расставленными капканами. В магазинах применяется целый набор уловок, ведясь на которые потребители совершают много спонтанных и ненужных покупок.

Гарантийный срок - срок годности – срок службы

Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями, как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение. Многие покупатели часто путаются и не видят разницы между этими категориями, а ведь период времени, отведенный для каждого из сроков, и другие характеристики могут разниться.

Всемирный день прав потребителя

В России праздник получил свой вес только в 1992 году, когда 7 февраля был принят Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Как же проходит этот интересный праздник? Кого поздравлять и как праздновать?

Что такое технически сложный товар?

Покупатель приходится иногда слышать отговорку продавца при обмене товара: товар не является технически сложным и обмену не подлежит. Надо разобраться в этом вопросе, чтобы аргументировано возразить продавцу.