Полная версия

Защита прав потребителей при оказании платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями

Платные медицинские услуги.

Некоторые аналитики считают, что введение платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения помогло им выжить, обеспечив сохранность персонала и развитие. Но этот шаг сказался негативно на Российском здравоохранении.

За последние 15 лет качество Российской медицины заметно упало, а в некоторых учреждениях доля платных услуг составляет 70%, и лишь 30% населения удовлетворены качеством медицинской помощи. Спасение человеческих жизней превратилось в бизнес, на котором наживаются недобросовестные медработники.

У пациентов сложилось мнение, что для того, чтобы выжить и сохранить здоровье, нужно непременно заплатить врачу, медсестре, санитарке. Зачастую деньги дают в качестве благодарности. На этой почве в нашей стране параллельно с платными услугами сформировался теневой рынок, при оказании даже бесплатной медицинской помощи. Это касается всех сфер медицинской деятельности. Так, например, можно лечить пациента лекарственными средствами, прописанными в стандартах бесплатной помощи, но врач выписывает вам дорогие препараты, или же навязывает вам дополнительное обследование, якобы необходимое, которое не входит в перечень бесплатных медицинских услуг, и за это получает свои проценты. Или же вам предлагают пройти обследование платно, и сейчас, либо же бесплатно, но через месяц, предварительно встав на очередь.

Медики уже привыкли к такой ситуации, что помимо гарантированной государством заработной платы они имеют дополнительный доход от пациентов.

В связи с этой непростой ситуацией в России началось обсуждение Проекта о порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг.

По идее, проект должен навести порядок в сфере оказания платной медицинской помощи, но многие опасаются, что платные медицинские услуги будут навязываться, а бесплатные станут средством для получения взяток.

Согласно этому документу, официально платными станут такие услуги, как палаты повышенной комфортности, индивидуальный медицинский пост в стационаре, сопровождение медсестрой или врачом пациента при транспортировке, дополнительное обследование и лекарства.

Однако эксперты уверяют, что перечень бесплатных медицинских услуг, оказываемых по полюсам обязательного медицинского страхования, останется неизменным.

Также новый проект предусматривает оплату медицинской услуги у того врача, к которому пациент обратился по собственной инициативе, без направления участкового терапевта. Однако не придется ли нам теперь столкнуться с такой проблемой, как невозможность получить это направление, даже при явных показаниях? Врачи не будут заинтересованы в выдаче таких направлений, им это не выгодно.

На сегодняшний день программа гарантий и закон " Об охране здоровья" четко регламентируют перечень медицинских услуг, которые являются платными, а также бесплатные услуги. Большинство пациентов не осведомлены о своих правах, и этим активно пользуются медицинские работники. Сейчас мы рассмотрим понятие и виды платных услуг, как действовать при получении платных медицинских услуг и что делать, если вам платная услуга оказана некачественно.

Понятие и виды платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги.

Платные медицинские услуги — это услуги, оказанные пациенту медицинскими учреждениями за счет личных средств, на основании договора, в том числе и договора добровольного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги не могут оказываться взамен бесплатных, гарантированных программами бесплатного оказания медицинской помощи, и программ, финансированных за счет средств бюджета.

Отказ пациента от платной медицинской услуги не является основанием для отказа в предоставлении бесплатной медицинской помощи в необходимом объеме и надлежащего качества.

Платные услуги оказываются в виде лечебно-диагностической, профилактической, реабилитационной, зубопротезной, протезно-ортопедической медицинской помощи.

Платные медицинские услуги оказываются лишь при наличии в учреждении соответствующей лицензии.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить пациента достоверной, доступной и бесплатной информацией относительно перечня услуг, стоимости, условий предоставления услуги, льготах отдельных категорий граждан, квалификации специалистов, сертификации и полных реквизитах учреждения.

Оплата медицинских услуг

В обязательном порядке оказание платной медицинской услуги оформляется договором.

Медицинские учреждения несут ответственность по договору перед пациентом, за оказание некачественной медицинской услуги, диагностики, лечения, а также за сохранность жизни и здоровья пациента.

Запомните, что расчет за платную медицинскую услугу осуществляется только на основании договора, а передача денег в руки персонала является грубейшим нарушением законодательства.

Расчет за услуги может производиться как через учреждения банка, так и непосредственно в самом учреждении строго с применением контрольно-кассовых аппаратов, бланков и иных документов строгой отчетности, которые являются подтверждением, что пациент внес деньги за услугу.

Пациент вправе требовать:

- Предоставления услуг надлежащего качества;
- Сведений о расчете стоимости услуги;
- Сведений о наличии лицензии;
- Возмещения убытков, причиненных исполнением или ненадлежащим исполнением условий договора;
- Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью;
- Компенсаций за причинение морального вреда;
- При нарушении сроков договора и исполнения услуги пациент вправе потребовать назначение нового срока, уменьшения стоимости услуги, потребовать исполнения договора другим специалистом, расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
- При некачественно оказанной услуге потребитель вправе требовать выплату неустойки (при нарушении сроков), а также возмещения расходов по устранению недостатков, безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены.

Действия пациента при получении платной медицинской услуги, а также что делать, если услуга оказана некачественно

1. Если в медицинском государственном или муниципальном учреждении вам предложили заплатить за лечение, обследование, назначенное лечащим врачом, то вы должны позвонить в свою страховую компанию и уточнить, действительно ли эта услуга может вам оказываться лишь на платной основе.
2. Получите у медицинского учреждения информацию о наличии у него лицензии на данный вид деятельности, квалификации и сертификации специалистов, о перечне услуг с указанием стоимости, включая сведения о льготах для определенной категории граждан.
3. Перед подписанием договора внимательно ознакомьтесь с его условиями.
4. Оплачивайте медицинские услуги согласно требованиям законодательства, а не непосредственно " в руки".
5. Получите на руки кассовый чек или квитанцию об оплате.

При обнаружении недостатков оказанной медицинской услуги:

1. Обратитесь к исполнителю услуги с письменной претензией в 2-х экземплярах и с требованием, предусмотренным законом "О защите прав потребителей"
2. Получите подтверждение в получении претензии, подпись или же уведомление в получении.
3. Претензия рассматривается в течение 10 дней со дня ее получения.
4. В случае неудовлетворительного ответа на ваши требования обращайтесь с исковым заявлением в суд.

Запомните, что пока мы согласны платить как угодно, сколько угодно и за что угодно, и боимся бороться за свои законные права и интересы, на наших жизнях и здоровье будут продолжать наживаться недобросовестные врачи! Удачи вам и будьте здоровы!


Автор: Виктория Голдина
Дата публикации: 23 июня 2013
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Популярные статьи

Все о возврате товара

Товар куплен, деньги уплачены. Дома, развернув упаковку, вы обнаруживаете брак. Или покупка не подошла по габаритам, размеру, цвету, весу, качеству. Как вернуть деньги за товар? В какие сроки можно осуществить возврат товара? Как не выйти за рамки закона, требуя вернуть деньги за купленную бесполезную вещь?

Несоответствие цен на ценнике и в кассе

Пожалуй, нет такого покупателя, который бы не столкнулся со следующей ситуацией: в магазине берешь с витрины товар, запоминаешь его стоимость, а на кассе этот товар пробивается по другой цене, в основном завышенной. Как разрешить эту ситуацию? Кто прав? И надо ли платить дороже?

Как вернуть в аптеку лекарства

Вернуть в аптеку оплаченные лекарства нелегко, но возможно. Обычно аптеки очень редко идут навстречу клиенту. Ведь у аптечных магазинов есть юридически законные основания отказать в возврате или обмене лекарственных средств. А вот когда оснований нет...

Сдавать ли сумку в магазине

Покупателя останавливают на входе в магазин с требованием оставить сумку в камере хранения. При этом совершенно странно выглядит объявление на ячейках камеры хранения: "Администрация магазина за оставленные вещи ответственности не несет". Кто же в таком случае несет ответственность? И на каком основании покупатели при входе вообще обязаны сдавать сумку?