Полная версия

Какой гарантийный срок положен товару, и как добиться гарантийного ремонта?

гарантийный срок

У каждого в жизни случалась ситуация, когда сразу после покупки товара или через какое-то время у товара обнаруживался недостаток. Такой товар имеет характеристику «товар ненадлежащего качества». В статье 18 закона «О защите прав потребителей» указывается: когда не оговаривается продавцом при продаже товара его ненадлежащее качество, покупатель имеет полное право:

    1. на бесплатный ремонт или возмещение стоимости ремонта, которым устранялись недостатки (в последнем случае достаточно предъявить квитанцию о ремонте),
    2. на соразмерное снижение стоимости покупки (например, после покупки мебели обнаружился дефект, с которым можно примириться; но товар с этим дефектом должен быть уценен при продаже, поэтому продавец возмещает размер уценки и возвращает разницу в цене),
    3. на замену на товар с аналогичными свойствами либо аналогичной марки, либо иной марки с перерасчетом стоимости,
    4. на расторжение сделки купли-продажи. При этом у покупателя есть все основания потребовать от продавца возмещения всех убытков, возникших в случае покупки ненадлежащего товара.

Сроки гарантии товара начинается со дня покупки товара потребителем. Когда день продажи товара неизвестен, срок гарантии начинает действовать с прописанного в документах дня изготовления предмета покупки (статья 19 закона «О защите прав потребителей»). А для товаров, день покупки которых может не совпадать со временем начала их эксплуатации, гарантийный срок считается иначе.

Например, зимние ботинки приобретены весной или летом, а использоваться будут зимой, или купленный холодильник был привезен только через месяц после оплаты за него в магазине…

Так, для сезонных товаров (шапок, одежды, обуви и прочих) срок гарантии наступает с месяца наступления сезона, который определяется постановлениями субъектов Российской Федерации, в соответствии климатическим условиям. При покупке товара по образцам, по почте и в случаях, когда день заключения сделки купли-продажи и время передачи товара в пользование не совпадают, сроки гарантии начинаются со дня доставки предмета или услуги потребителю (по той же статье 19 закона «О защите прав потребителей»).

Товар после покупки подлежит установке, сборке - срок гарантийных обязательств начнется с момента ввода в эксплуатацию товара. Если день доставки или сборки установить нельзя, гарантийное обязательство начнется с дня заключения договора купли-продажи.

Бывает, что гарантийный срок не указан изготовителем, тогда продавец прописывает свой гарантийный срок. А вот если гарантия указана изготовителем, магазин имеет право установить гарантийный срок на большее время или такое же. По статье 19 закона «О защите прав потребителей», можно предъявлять претензии о некачественном товаре как изготовителю, так и продавцу. Если гарантийный срок устанавливал только продавец, претензии будут предъявляться только продавцу.

Например, вы купили телевизор. Продавец сообщает: гарантийный срок этого телевизора – один года. Следует уточнить, кто устанавливал этот срок и попросить показать документы. Если в документации к телевизору изготовителем указан больший гарантийный срок, к примеру, 2 года, то независимо от сроков продавца, покупатель имеет все основания предъявлять требования по гарантийным обязательствам в течение этих 2 лет, ведь, согласно статье 18 закона, продавец не имеет право применять меньший гарантийный срок, чем заявлено изготовителем. Иногда гарантийный срок на товар вовсе не указан – потребитель все равно имеет право требовать гарантийные обязательства, но в пределах 6 месяцев с момента совершения покупки (в отношении недвижимого имущества - не позднее 2 лет).

В случае же, когда гарантийный срок менее 2 лет, а изъяны обнаружены по истечении гарантийного срока, но не до завершения 2 лет, потребитель имеет все основания предъявить требования, прописанные статьей 18 закона, если сможет доказать, что изъяны товара уже было до его получения.

Например, куплена шуба, на которую срок гарантии 100 дней. Через 115 дней порвался воротник, потому что производитель вклеивал некачественные кусочки не проклеенного меха. Покупатель правомерно может вернуть шубу продавцу, потому что не закончился минимальный гарантийный срок, предусмотренный законодательством, но при условии предъявления доказательств, что это – исключительно производственный недостаток.

И даже если недостатки покупки обнаружились по истечении двух лет, потребитель может предъявить гарантийные требования изготовителю, но только при выявлении так называемого «существенного недостатка» и только для безвозмездного его устранения. Подобного рода существенные недостатки могут быть устранены только в пределах заявленного срока службы или не позднее 10 лет (если срок службы официально не установлен). При этом обязательно доказательство отсутствия своей вины в поломке, в нарушении правил пользования, хранения и другое.

Например, на пластиковые окна изготовитель установил срок службы - 9 лет, гарантийный срок - 3 года. Спустя 5 лет у окон обнаружен существенный дефект, образовавшийся по вине изготовителя. На протяжении заявленных 9 лет изготовитель несет ответственность за свои недостатки, и покупатель смело может предъявить ему претензии.

Если требование не удовлетворено в 20 дней с даты его озвучивания или обнаруженный недостаток является неустранимым, пользователь на свое усмотрение предъявляет изготовителю иные требования, согласно пункту 3 статьи 18:

  • безвозмездное устранение изъянов,
  • покрытие расходов, потраченных на их устранение,
  • замена вещи на товар аналогичной марки,
  • возврат уплаченной суммы.

Часто в рекламе можно встретить термин «пожизненная гарантия». Далеко не каждый знает, что обтекаемая пожизненная гарантия в российском законодательстве недопустима. Это понятие является абстрактным, оно требует обязательной конкретизации в договоре.

Обычно в таких договорах неправомерно указывается, что фирма не несет ответственности за любые интерпретации презентанта (любые устные обещания представителя, сделанные для заключения договора) и не ведут за собой права и обязанности. Однако ведь обещания и устные или рекламные заявления презентанта - конкретная информация о фирме, а за недостоверную информацию организация несет ответственность, согласно статье 12 закона «О защите прав потребителей». Итак, все условия договора, идущие вразрез или ограничивающие права потребителя и противоречащие законам в области защиты прав, признаются недействительными. В суде закон будет исключительно на стороне покупателя, и даже не примет к рассмотрению «филькину грамоту» продавца.

Знайте свои гарантийные сроки, прописанные в российском законодательстве, и применяйте их на практике.

Автор: Ирина Калина
Дата публикации: 15 января 2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена

производитель 14.08.2011 23:00
полностью согласен с пред. отзывом!Нечего на ж. сидеть: давайте в компанию производитетелей - попробуем провести и подключить эл.энергию к своему произ-ву, закупить станки и самое главное найти квалифицированных рабочих, которые пойдут на производство,т.к. все опять же хотят сидеть на ж. и быть секретарями,бухгалтерами,юристами.... ну оч. вас много.
Оппонент 02.12.2010 19:19
Я представляю миллионы юристов-"правдолюбов" рвущих на куски остатки Российских ещё недоразвитых предприятий. Какие тогда у Россиян варианты дальнейшего производственного развития: Худший - ещё недостроеное производство сожрет оголтелая стая юристов, Лучший - Черный рынок - где "сам себе производитель" будет сбывать товары "по своим". Есть еще и третий вариант: Предлагаю каждому юристу завести собственное производство

Популярные статьи

Ловушки для покупателей. Как не набрать лишнего

Магазины и супермаркеты выходят на новый уровень торговли, становясь своеобразными мышеловками и лабиринтами с грамотно расставленными капканами. В магазинах применяется целый набор уловок, ведясь на которые потребители совершают много спонтанных и ненужных покупок.

Гарантийный срок - срок годности – срок службы

Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями, как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение. Многие покупатели часто путаются и не видят разницы между этими категориями, а ведь период времени, отведенный для каждого из сроков, и другие характеристики могут разниться.

Всемирный день прав потребителя

В России праздник получил свой вес только в 1992 году, когда 7 февраля был принят Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Как же проходит этот интересный праздник? Кого поздравлять и как праздновать?

Что такое технически сложный товар?

Покупатель приходится иногда слышать отговорку продавца при обмене товара: товар не является технически сложным и обмену не подлежит. Надо разобраться в этом вопросе, чтобы аргументировано возразить продавцу.